Наказать или не наказать, вот в чем вопрос

«Наказывать ли ребенка или нет» – вопрос, волнующий ни одно поколение родителей. Одни склоны использовать различные методы воздействия на провинившееся чадо вплоть до побоев. Другим свойственно впадать в растерянность и панику. Третьи пытаются применить опыт великих педагогов и психологов.

Природа детского непослушания

Причина детских капризов кроется в психологическом развитии. Малыш уже с пеленок познает мир. Чем старше кроха становится, тем больше пытается доказать свою правоту и значимость. Особое место занимают возрастные кризисы в становлении характера. Каждый из них имеет свои особенности и является закономерной ступенью в развитии. Именно на такие периоды приходится апогей детских бунтов.

Поведение выходит из-под контроля, возбудимость нервной системы зашкаливает. И это далеко не полный перечень, с чем сталкиваются абсолютно все мамы и папы. Кому-то везет больше, и период неповиновения протекает более гладко. Другим семьям посчастливилось вкусить все прелести каждого этапа.

А их целых пять:

  • Кризис новорожденности
  • Кризис первого года жизни
  • Кризис трехлеток
  • Кризис школьного возраста
  • Кризис переходного периода.

Но не всегда протесты и истерики – это непослушание. Согласно исследованиям возрастной психологии дети до 2-х лет вряд ли ведут себя плохо назло родителям. В силу недостаточной зрелости головного мозга крохи не могут идентифицировать плохое и хорошее. Младенцы априори неспособны показывать свой характер, а непослушание деток 12-24 месяцев скорее проявление потребности в повышенном внимании.

Значит, говорить о том, что ребенок стал непослушным можно не раньше рубежа в 2,5 – 3 года. Ведь именно в этот момент малыш начинает осознавать свое «Я» и стремится быть независимым, делать все самостоятельно. Отсюда вытекают упрямство и истерики.

Дальше больше: в 6-8 лет происходит замена игрового вида деятельности на учебный процесс. Внутренний мир маленького человечка переживает колоссальный стресс, в результате чего в поведении могут проявиться негативизм и заносчивость. С 12-летнего возраста происходит гормональная перестройка организма, что может привести к повышенной возбудимости, несдержанности чувств, перепадам настроения и даже агрессии.

Такое девиантное поведение любимых дочурок и сыночков многих родителей вводит в состояние ступора. Ребенок воспринимается как сущее наказание, с которым невозможно справиться. В любой ситуации требует свое, дерзит, огрызается, не слушается, кричит и даже дерется.

Взрослые зачастую теряются и не знают, как правильно поступить. В большинстве случаев, когда все доводы и аргументы исчерпаны, родители прибегают к устной или физической силе. Но это в корне неправильно. Мамы и папы намного мудрее своих детей, поэтому прежде, чем ругать непослушное чадо, стоит разобраться в причинах такой манеры поведения.

К главным факторам, которые порождают капризы, неадекватную реакцию на просьбу родителя что-то сделать или, наоборот, не делать, относятся:

  • Недопонимание внутри семьи
  • Конфликтные ситуации, обиды. Как результат возникает желание отомстить
  • Попытки самоутвердиться
  • Подражание поведению домочадцев
  • Неправильный стиль общения с ребенком, низкая/завышенная мотивация требований родителей
  • Отсутствие веры в собственные силы и успех.

Чтобы достичь взаимопонимания с ребенком, важно оценить отношения с другой стороны: выяснить причину некорректного поведения.

Наказание в целях воспитания

Детское непослушание не возникает спонтанно, на пустом месте. Всегда имеется некий толчок. Решить данную проблему довольно непросто. Не каждому под силу проявить такт и терпение. Однозначно можно утверждать, в противостоянии родитель-ребенок не может быть ничья, равно как проигравших и победителей. Важно не перейти ту тонкую грань между воспитательными методами и проявлением жестокости по отношению к собственным детям.

Многие психологи уверены, что воспитание невозможно без наказания. Стоит учесть, что оно оправдано только тогда, когда ребенок осознает негативные последствия своего поступка. Для этого важно подбирать наиболее подходящие методы без насилия.

Некоторые мамы и папы в силу своего нежелания или некомпетентности приводят примеры, как раньше наказывали детей: применяли розги, ставили на горох, били ложкой по лбу, хлестали по щекам. Обещают в следующий раз поступить точно также, если поступок повторится. Но при этом не понимают, что такие угрозы только больше раззадорят непослушное дитя или, наоборот, запугают.

Однако позволять все или оставлять без внимания проступки – тоже не лучший вариант. У ребенка может сформироваться стереотип, что ему все дозволено, любое желание будет исполнено, стоит только проявить настойчивость в виде криков, истерик, отказов и отрицаний.

Как бы парадоксально не звучало, но наказание невозможно без поощрения. Известный метод «кнута и пряника» работает лучше всего. Как правильно наказывать ребенка – тема, которой посвящен ни один научный труд. После наказания всегда предполагается прощение, как завершающий ход.

Степень дисциплинарного воздействия напрямую зависит от проступка и возраста ребенка. Воспитательная ценность наказания состоит не в запугивании строптивого человечка серым волком или Бабой Ягой, оставлением в темном углу или закрытой комнате на длительное время, причинением боли от шлепка.

Суть заключается не в беспрекословном послушании, а в осознании и преодолении собственных ошибок, искреннем раскаянии. Именно от чувств, которые испытывает ребенок во время наказания, зависит эффективность воспитательного воздействия.

Когда не стоит наказывать

Прежде чем ругать, важно понять мотив плохого поступка, определить был ли он совершен злонамеренно или случайно. Нужно изначально установить границы дозволенного, а потом требовать, причем решительно. В противном случае «маленький агрессор» будет продолжать манипулировать взрослыми.

Среди поступков, за которые не стоит применять меры наказания можно выделить:

  • Капризное поведение во время болезни
  • Неосторожность. Большинство деток – настоящие моторчики без выключателя, поэтому разбитая чашка, опрокинутая тарелка супа, разрисованные обои – не редкость
  • Чрезмерное проявление эмоций на людях, нежелание делиться на площадке игрушками, ревность к братьям и сестрам. Естественное желание каждого ребенка – быть единственно любимым
  • Неумение ходить на горшок, выговаривать определенные звуки, гиперактивность, невозможность заснуть без мамы. У каждого свои особенности физиологии и темперамента. Поэтому родители обязаны понять, почему так происходит, и помочь преодолеть эти трудности
  • Совершенно неправильно ругать кроху за сломанную игрушку, прыжки с дивана или игры в лужах. Ведь именно таким образом малыш изучает окружающий мир.

Наказание уместно только в тех случаях, когда ребенок специально совершил тот или иной поступок, проявил своеволие или безответственность.

Наказывать нужно «грамотно»

Однозначно, наказание – крайняя мера, когда другие методы не действуют. Поэтому задача родителя состоит не в выборе способа как можно наказать ребенка, а в помощи осознать, что было сделано не так для недопущения подобных ситуаций в будущем.

Чтобы воспитательные меры оказали нужное действие, следует соблюдать золотое правило – «наказывать любя». Ребенок должен ощущать родительское тепло вне зависимости от своего поведения и возраста.

Правильно расставить акценты в процессе воспитания – это целое искусство. Сюда относятся несколько правил, которые обязательно дадут положительный эффект:

  • Настойчивость и последовательность
  • Учет индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей ребенка
  • Объективная оценка содеянного
  • Готовность оказать помощь, понять и простить
  • Мнение членов семьи по поводу карательных мер должны быть одинаковы
  • Спокойствие и сдержанность.

Соблюдение этих нехитрых пунктов позволит исключить манипуляции, неуважение, желание слукавить со стороны ребенка.

Позволительные и запрещенные способы наказания

Нарушение порядка всегда влечет за собой дисциплинарные меры. Мудрые мама и папа никогда не унизят достоинство своего дитя. Найдут такой способ воздействия, который будет в сто крат эффективнее побоев и ругательств.

К самым лучшим методам относятся:

  • Недлительные запреты и лишение развлечений, сладостей и т.п.
  • Познание через негативный опыт
  • Извинение
  • Переключение внимания (касается в основном маленьких деток)
  • Так называемые «общественные работы» за провинность.

И, самое главное, наказывая ребенка, надо донести до него, что это не он плохой, а его поступок.

Стоит помнить, что авторитарные методы плохо действуют не только в плане исправления и осознания проступка, но и пагубно сказываются на психике.

Поэтому из практики следует исключить такие способы как:

  • Унижение, особенно прилюдно
  • Физическую и эмоциональную расправу
  • Запугивание
  • Игнорирование
  • Манипулирование
  • Приклеивание ярлыков и оскорбления
  • Подкуп.

Родитель, как беспристрастный судья, должен быть справедливым и лояльным, строгим и демократичным. Каждый отец и мать в праве самостоятельно решать, какой путь выбрать в усмирении «маленького бунтаря». Но палку перегибать не стоит, доказывая свое превосходство.

Лучше использовать словесное воздействие, наказание без запретов и повышения тона. Как показывает практика, именно родительский совет и помощь намного результативнее ограничений и различного рода табу.

Предыдущая
ДетиПереноска малышей с помощью широкого шарфа или каркасного рюкзака-кенгуру?
Следующая
ДетиНеобходимость дневного сна для ребенка
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте также похожие статьи: