Замкнутый ребенок: что с этим делать?
Пока ребенок находится дома, проблем не возникает, но они возникают, когда чадо попадает в детский сад. Дело в том, что ребенок интроверт тяжело адаптируется к новым условиям, он боится поговорить с воспитателем и задать вопрос, поэтому проблемой станет поход в туалетную комнату.
Замкнутый ребенок становится объектом насмешек, поскольку может не расслышать суть задания, потом не переспросить и выполнить его. Особой проблемой может стать обычный детский утренник, на котором малыш невнятно рассказывал стих и просто простоял в уголке.
Основные признаки психологического расстройства
Если малыш не преодолеет замкнутость самостоятельно или при помощи родителей, то его положение будет незавидным. Дело в том, что ребенок не нуждается в дружбе со сверстниками, он выдумывает собственный мир, в котором живет и в зрелые годы.
Он не может самостоятельно социализироваться, поэтому страдает от комплекса неполноценности. Такие дети, становясь взрослыми, не могут определиться с будущей профессией или просто найти вторую половинку.
Психологи считают: судить о том, что ребенок стал замкнутым, можно уже после одного года, когда дети болезненно реагируют на уход мамы. Они не контактируют с незнакомцами и никогда не отпускают маму или папу от себя.
Дошкольники и школьники уже могут получить ряд дополнительных симптомов, поэтому стоит обратить внимание, если малыш:
- постоянно молчит;
- просит что-то неуверенно и очень тихо;
- не адаптируется в компании детей и взрослых;
- играет только самостоятельно;
- не умеет спорить и отстаивать свое мнение;
- отказывается посещать кружки и секции;
- не имеет друзей, поскольку общение с замкнутым ребенком не вызывает у них интереса;
- уклоняется от завязывания разговора;
- часто повторяет фразу о том, что он ничего не знает;
- не имеет живой мимики;
- не пользуется жестами;
- убирает руки в карманы или за спину.
Врачи говорят, что подобные дети страдают от проявлений психосоматики, то есть болей в области живота, прерывистым дыханием, беспокойства, перепадами настроения. Он может общаться только с самыми близкими людьми и имеет только одного-двух друзей, которые переносят полное отсутствие эмоций.
Чаще всего, проблема связана со строгим воспитанием, поскольку ребенок не может быть веселым и эмоциональным, если к нему предъявляются завышенные требования, постоянно ругают. Малыш чувствует ненужность и пытается так спрятаться от «злого» мира, хотя имеет высокий интеллект.
Психологическая травма может стать причиной замкнутости. К подобной проблеме можно отнести смерть члена семьи, расторжение брака родителей, скандалы, а также, ситуации, которые приводят к стрессу.
Что делать психологам?
Если причину определить не получается, то придется прийти в кабинет к детскому психологу, чтобы он назначил коррекцию поведения. Коррекция производится в трех плоскостях:
- устранение причин нарушения;
- научить ребенка контактам с ровесниками и взрослыми;
- наладить его отношения в коллективе.
Крайне необщительный ребенок должен обучаться только в том учебном заведении, где есть квалифицированный психолог. Такого малыша не следует тормошить, трогать руками, смотреть ему слишком пристально в глазах. Не нужно настаивать, чтобы ребенок общался против его воли, поскольку замкнутость преодолеть за пять минут не получится.
Научиться общительности можно только в комфортной и безопасной обстановке. Стоит разговаривать с малышом, держа его за руку, гладить по голове, играть с ним только в те игры, которые нравятся ребенку. Нельзя предлагать те игры, которые ему неприятны, постепенно показывая, что играть вместе намного интереснее, чем одному.
Только, если наладить контакт с близкими людьми, можно переходить к этапу адаптации к миру. Делать это следует максимально аккуратно, поскольку форсирование подобного этапа приводит к обратному эффекту.
Советы родителям
Итак, что делать, если ребенок интроверт? Родители должны соблюдать ряд правил, которые составили психологи:
- не стоит навязывать малышу общение с неприятными людьми, поскольку лучше будет дать ему время на адаптацию к общему веселью;
- найти область интересов, которая интересна ребенку, записать его в такой кружок, где он найдет друзей по интересам;
- приглашать гостей в дом, чтобы показать, что дружба – это чудо;
- обязательно необходимо научить играть детей в настольные игры и прятки, твистер и фанты;
- нужно демонстрировать мультфильмы и театральные представления, в которых рассказывается о дружбе и взаимопомощи;
- научить детей-интровертов играм с тактильным контактом (ручеек, хоровод, салки);
- рассказать, что он в безопасности, постоянно держать за руку, обнимать, гладить по голове;
- научиться при помощи игрушек общаться, знакомиться, прощаться, организовывать игры;
- искусственно организовывать ситуации, когда малыш должен первым завязать разговор с ребенком в песочнице или взрослым. Например, попросить у мамы приобрести игрушку в магазине, расспросить у продавца, как работает велосипед или самокат, уточнить, как отремонтировать автомобиль. Если малыш откажется поговорить с взрослым или ребенком, то следует попросить о том же через 7-30 дней, пока желание получить информацию не сможет пересилить застенчивость;
- каждый ребенок отличается от сверстников, он имеет особенности, которые можно обратить в его пользу, или скорректировать проблемы, например, устранить заикание, нервный тик;
- замкнутость не позволяет застенчивым детям быстро отыскать общий язык со сверстниками, старшими по возрасту или более младшими ребятами. Можно попытаться «подружить» ребенка с детьми старше или младше по возрастной категории, поскольку это станет отменной тренировкой для общения с ровесниками;
- обязательно следует дозировать общение, потому что неконтактные малыши устают от активных игр, походов, посещения футбольного матча, поскольку они не могут быстро освоиться в шумной компании;
- если планируется поход в театры, цирк, дельфинарий, музей, планетарий, следует пригласить детей знакомых с подобными интересами. После просмотра экспозиции или фильма, следует вызвать его обсуждение, попробовав уточнить, что об этом думает малыш.
Когда родители и психолог почувствует, что ребенок сумел преодолеть замкнутость, то они должны свести помощь к минимуму. Обязательно нужно дать время для того, чтобы ребенок начал действовать самостоятельно.
Предыдущая